|
|
Главная
> Для делового человека
> Статьи > Как стать незаменимым |
|
КАК
СТАТЬ НЕЗАМЕНИМЫМ |
|
|
Дефектолог
/ логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич. Статьи для делового
человека
|
|
|
|
СЛОВО
ПРИНАДЛЕЖИТ НАПОЛОВИНУ ТОМУ, КТО ГОВОРИТ И НАПОЛОВИНУ ТОМУ,
КТО СЛУШАЕТ.
|
|
философ
М. Монтень
|
|
|
|
Неоспоримый
факт: для большинства из нас (а, скорее всего, для всех)
особую ценность представляют |
|
люди, умеющие выслушать с пониманием! |
|
Умение
слушать - это искусство. |
|
Оно
будет нам необходимо в общении не только с деловыми партнёрами,
но и вообще - во всех сторонах |
|
нашей
жизни. И сделает нас: успешными - в бизнесе, незаменимыми -
в дружбе, приятными - в беседе и |
т.д.
Можете проверить! |
|
Надо
просто научиться слушать. Как это сделать? |
Часто
можно наблюдать такую ситуацию: один человек говорит, а другой
молча ждёт, когда же он замолчит. |
И,
как только тот замолкает, начинает трещать исключительно о своих
проблемах. |
А
в худшем случае, не дослушав, просто перебивает. Вам хотелось
бы продолжать говорить? Конечно - нет. |
|
Такая
беседа мне всегда напоминала прогулку по унылой дорожке. |
Пока
горе-собеседники, спотыкаясь, бредут по этой кривой дорожке,
они теряют необходимые и полезные вещи. |
А
взамен потерянного - в их аккуратные причёски впиваются колючки,
а карманы модных костюмов набиваются мухоморами. |
|
Что
теряет человек, который не владеет умением слушать? Слишком
много, чтобы пренебречь этим умением или даже искусством. |
Первое
- потеря важной информации (колючка - неверное понимание сказанного). |
Второе
- потери в деловой репутации (мухомор - опасность прослыть человеком
невоспитанным и невнимательным. Это вредно для деловой (и не
только деловой) репутации. |
|
|
А
теперь вспомните случаи, когда кто-то Вас слушал так, что Вам
хотелось говорить с этим человеком снова и снова. |
|
Вот - Вам маленький пример: |
|
Американские психологи провели эксперимент. Группа людей прошла
обучение технике слушания. После этого несколько пациентов психологической
консультации решили встретиться (по собственному желанию) с
людьми из этой группы и рассказать им о своих проблемах. |
|
Слушатели
могли только кивать головой и произносить фразы типа: -Да-,
-Я понимаю-, -Так-. Инструкции запрещали им задавать какие-то
вопросы пациентам или обсуждать их проблемы. |
|
После
беседы большинство пациентов были уверены, что побывали на терапевтическом
сеансе. |
|
В
чём секрет? |
|
Весь
секрет в том, чтобы научиться слушать активно. Американцы из
этой группы учились технике активного слушания! Такое слушание
даёт мощный положительный эффект. |
|
|
|
Как
научиться слушать активно? |
|
Первое
- старайтесь сохранять обратную связь: |
|
Поэтому
у собеседника не будет ощущения, что он говорит в пустоту. Вы
должны показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают. |
|
Поощрите
говорящего, подтолкните его продолжить общение. Такое отношение
вызывает у говорящего положительные эмоции. О Вас всегда скажут
- Какой внимательный и приятный человек. |
|
Ведь
я уже говорила: какую огромную ценность представляют люди, умеющие
выслушать с пониманием. |
|
|
|
Второе
- знайте техники слушания и используйте их: |
|
Внимательное
молчание. |
|
Эта техника слушания обладает большими возможностями. Внимательное
молчание значит - уметь слушать внимательно, но никак не оценивать
и ничего не высказывать по поводу услышанного. Можно выразить
свой интерес (и понимание) краткими словами или: кивком, контактом
глаз, улыбкой. Такое реагирование гораздо эффективнее, чем простое
молчание, так как говорящий может принять его за незаинтересованность
и несогласие. |
|
|
|
Информационное
слушание. |
|
Этот вид слушания особенно важен для деловых переговоров. Целью
информационного слушания является обратная связь. Вы должны
быть уверены, что вся информация правильно понята. |
|
|
|
Слушание
сердцем. |
|
Эта техника используется при решении личных проблем. Сопереживайте
говорящему, выражайте сочувствие, искренний интерес к его проблемам.
Очень важно помнить, что от Вас не ждут ответов на вопросы:
просто внимательно выслушайте эти вопросы. И Ваш друг, без сомнения,
почувствует себя лучше после общения с Вами. Можете сами это
проверить и убедиться в правоте моих слов. |
|
|
|
Третье
- можете использовать специальные приёмы: |
|
Молча,
внимательно слушать, в позе - наклонённой к собеседнику, внимательное
выражение лица. Всё это очень важно для установления контакта
с собеседником. |
|
|
|
Уточнить
что-то, то есть иногда обратиться к собеседнику с просьбой дополнить,
разьяснить что-то из того, что он говорил. |
|
|
|
Кратко
пересказать своими словами важные моменты того, что сказал собеседник.
(Это побуждает к большей откровенности). Говорящий как бы слышит
себя со стороны. |
|
|
|
Резюмировать,
то есть воспроизвести высказывания собеседника в обобщённом
виде. Это бывает действенным и необидным способом закончить
разговор со слишком словоохотливым собеседником. |
|
|
|
Развить
мысли, идеи партнёра. Это позволяет уточнить смысл сказанного,
быстро продвинуться в беседе, получить информацию без прямых
вопросов. |
|
|
|
Попытаться
поставить себя на место собеседника, стать на его точку зрения
и оценить высказывание с этих позиций. Тогда можно будет лучше
понять собеседника. |
|
|
|
И
ещё - делайте упражнения для развития умения слушать, например: |
|
1)
Прислушайтесь к отдалённым звукам. Перечислите все звуки, которые
услышите в течение пяти минут. Делайте это упражнение два-три
раза в день в разных условиях. |
|
|
|
2)
Обращайте внимание на выборочные звуки, не обращая внимание
на другие звуки. |
|
|
|
3)
Вспомните разные звуки, к примеру: шум поезда, шаги прохожего,
шум тормозов автомобиля, шум воды, мелодию звонка телефона,
и т.д. |
|
|
|
4)
Вспомните голос и интонацию знакомого Вам человека и, закрыв
глаза, воссоздайте её с наибольшей точностью. Повторите эту
фразу вслух. |
|
|
|
5)
Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника.
Проанализируйте, почему это происходит. |
|
|
|
Дефектолог
/ логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич. Статьи для делового
человека
|
|
|
|
|
Дополнение:
|
ПОБЕДИТЬ
СЕБЯ - ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ПОБЕЖДЁННЫМ.
|
И.Поварова
Библиотека логопеда,2001
|
древнеиндийское
изречение
|
|
|
|
|
|