на главную стр. Логопед-Кабинета
 
 
Главная > Для делового человека > Статьи > Деловая репутация без мухоморов или - как стать незаменимым
 ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ БЕЗ МУХОМОРОВ ИЛИ - КАК СТАТЬ НЕЗАМЕНИМЫМ
 
СЛОВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАПОЛОВИНУ ТОМУ, КТО ГОВОРИТ И НАПОЛОВИНУ ТОМУ, КТО СЛУШАЕТ.
философ М.Монтень
 
Неоспоримый факт: для большинства из нас (а, скорее всего, для всех) особую ценность представляют люди,
умеющие выслушать с пониманием!
Умение слушать - это искусство.
Оно будет нам необходимо в общении не только с деловыми партнёрами, но и вообще - во всех сторонах нашей жизни.  
И сделает нас: успешными - в бизнесе, незаменимыми - в дружбе, приятными - в беседе и т.д.  
Можете проверить!
 
Надо просто научиться слушать. Как это сделать?
Часто можно наблюдать такую ситуацию: один человек говорит, а другой молча ждёт, когда же он замолчит.
И, как только тот замолкает, начинает трещать исключительно о своих проблемах.
А в худшем случае, не дослушав, просто перебивает. Вам хотелось бы продолжать говорить? Конечно - нет.
 
Такая беседа мне всегда напоминала прогулку по унылой дорожке.
Пока горе-собеседники, спотыкаясь, бредут по этой кривой дорожке, они теряют необходимые и полезные вещи.
А взамен потерянного - в их аккуратные причёски впиваются колючки, а карманы модных костюмов набиваются мухоморами.
 
Что теряет человек, который не владеет умением слушать? Слишком много, чтобы пренебречь этим умением или даже искусством.
Первое - потеря важной информации (колючка - неверное понимание сказанного).
Второе - потери в деловой репутации (мухомор - опасность прослыть человеком невоспитанным и невнимательным. Это вредно для деловой (и не только деловой) репутации.
 
А теперь вспомните случаи, когда кто-то Вас слушал так, что Вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова.
Вот - Вам маленький пример:
Американские психологи провели эксперимент. Группа людей прошла обучение технике слушания. После этого несколько пациентов психологической консультации решили встретиться (по собственному желанию) с людьми из этой группы и рассказать им о своих проблемах.  
Слушатели могли только кивать головой и произносить фразы типа: -Да-, -Я понимаю-, -Так-. Инструкции запрещали им задавать какие-то вопросы пациентам или обсуждать их проблемы.  
После беседы большинство пациентов были уверены, что побывали на терапевтическом сеансе.  
В чём секрет?  
Весь секрет в том, чтобы научиться слушать активно. Американцы из этой группы учились технике активного слушания! Такое слушание даёт мощный положительный эффект.  
   
Как научиться слушать активно?  
Первое - старайтесь сохранять обратную связь:  
Поэтому у собеседника не будет ощущения, что он говорит в пустоту. Вы должны показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.  
Поощрите говорящего, подтолкните его продолжить общение. Такое отношение вызывает у говорящего положительные эмоции. О Вас всегда скажут - Какой внимательный и приятный человек.  
Ведь я уже говорила: какую огромную ценность представляют люди, умеющие выслушать с пониманием.  
   
Второе - знайте техники слушания и используйте их:  
Внимательное молчание.  
Эта техника слушания обладает большими возможностями. Внимательное молчание значит - уметь слушать внимательно, но никак не оценивать и ничего не высказывать по поводу услышанного. Можно выразить свой интерес (и понимание) краткими словами или: кивком, контактом глаз, улыбкой. Такое реагирование гораздо эффективнее, чем простое молчание, так как говорящий может принять его за незаинтересованность и несогласие.  
   
Информационное слушание.  
Этот вид слушания особенно важен для деловых переговоров. Целью информационного слушания является обратная связь. Вы должны быть уверены, что вся информация правильно понята.  
   
Слушание сердцем.  
Эта техника используется при решении личных проблем. Сопереживайте говорящему, выражайте сочувствие, искренний интерес к его проблемам. Очень важно помнить, что от Вас не ждут ответов на вопросы: просто внимательно выслушайте эти вопросы. И Ваш друг, без сомнения, почувствует себя лучше после общения с Вами. Можете сами это проверить и убедиться в правоте моих слов.  
   
Третье - можете использовать специальные приёмы:  
Молча, внимательно слушать, в позе - наклонённой к собеседнику, внимательное выражение лица. Всё это очень важно для установления контакта с собеседником.  
   
Уточнить что-то, то есть иногда обратиться к собеседнику с просьбой дополнить, разьяснить что-то из того, что он говорил.  
   
Кратко пересказать своими словами важные моменты того, что сказал собеседник. (Это побуждает к большей откровенности). Говорящий как бы слышит себя со стороны.  
   
Резюмировать, то есть воспроизвести высказывания собеседника в обобщённом виде. Это бывает действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.  
   
Развить мысли, идеи партнёра. Это позволяет уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе, получить информацию без прямых вопросов.  
   
Попытаться поставить себя на место собеседника, стать на его точку зрения и оценить высказывание с этих позиций. Тогда можно будет лучше понять собеседника.  
   
И ещё - делайте упражнения для развития умения слушать, например:  
1) Прислушайтесь к отдалённым звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Делайте это упражнение два-три раза в день в разных условиях.  
   
2) Обращайте внимание на выборочные звуки, не обращая внимание на другие звуки.  
   
3) Вспомните разные звуки, к примеру: шум поезда, шаги прохожего, шум тормозов автомобиля, шум воды, мелодию звонка телефона, и т.д.  
   
4) Вспомните голос и интонацию знакомого Вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте её с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух.  
   
5) Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит.  
   
Дефектолог / логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич. Статьи для делового человека.
 
 
Дополнение:
ПОБЕДИТЬ СЕБЯ - ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ПОБЕЖДЁННЫМ. древнеиндийское изречение
И.Поварова Библиотека логопеда,2001
 
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
 
 © Copyright ИП Логопедический Кабинет, 2002г.-2015г.