|
|
Главная
> О логопедии> О том,
что изучает логопедия |
|
О
ТОМ, ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛОГОПЕДИЯ |
|
|
Автор:
дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Харашкевич.
|
|
|
|
ПРОИЗНОШЕНИЕ
ИМЕЕТ ВЕЛИКУЮ СИЛУ.
|
|
Выдающийся
русский учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов. Трактат о риторике
|
|
|
|
Греческие
слова: LOGOS - слово и PAIDEIA - воспитание |
|
дали
название науке о речи - ЛОГОПЕДИИ. |
|
Логопедия
представляет собой один из важнейших разделов дефектологии. |
|
|
|
Дефектология
- наука, изучающая закономерности развития, воспитания и обучения
и социализации людей, имеющих физические и психические недостатки.
Наука о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Одна
из гуманнейших наук мира.
Дефектология разделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику,
тифлопедагогику. |
|
смотрите
СЛОВАРЬ логопеда >> |
|
|
|
Логопедия
ставит перед собой и стремится решить такие задачи: |
|
-Изучение
речи в целом; |
|
-Изучение
недостатков речи; |
-Разработка
принципов и методов профилактики недостатков речи; |
-Разработка
принципов и методов преодоления дефектов речи. |
|
Логопедия
изучает речь и речевые нарушения в аспектах: |
-Социально-психологическом
аспекте, так как нарушения речи ухудшают коммуникативные способности
человека. И влияют на его психическое состояние; |
-Психо-физиологическом
аспекте; |
-Психо-лингвистическом
аспекте; |
-Клиническом
или медицинском аспекте. |
Всё
это составляет естественно-научную основу логопедии. |
|
Впервые
о речевых нарушениях говорится ещё у Аристотеля, Гиппократа,
Галена, в памятниках литературы древней Руси. |
Тогда
речевые дефекты называли косноязычием и шепелявостью. |
М.В.
ЛОМОНОСОВ
|
Читайте
о косноязычном ОРАТОРЕ, исправившем свою речь >> |
|
|
|
В
19 веке одними из известнейших логотерапевтов в Европе были:
Гуцман, Шультес, Куссмауль, Фрёшельс, Коэн. |
|
|
|
В
России, особенно в советское время, дефектология была очень
развита. |
|
Выдающимися
дефектологами в России были: |
|
РАУ
>> Фёдор Андреевич (1868-1957). Русский
дефектолог, доктор педагогических наук, профессор. В течение
многих лет Фёдор |
|
Андреевич
возглавлял Кафедру логопедии Московского Государственного Педагогического
Университета. /МГПИ им. Ленина/ |
|
КАЩЕНКО
>> Всеволод Петрович (1870-1943). Русский
врач-психиатр, профессор, общественный деятель. Один из основателей
высшего дефектологического образования. |
|
ЛЯПИДЕВСКИЙ
>> Сергей Семёнович (1903-1875). Талантливый
русский дефектолог, профессор, руководитель Кафедры психопатологии
и логопедии МГПИ им. Ленина - в течение 30 лет. |
|
Широко
известен в научных кругах в нашей стране и в мире. |
|
|
|
Многие
науки находятся в пограничном состоянии с логопедией. |
|
Поэтому
логопед должен знать основы: неврологии, физиологии, психофизиологии,
фониатрии (наука о |
|
голосе),
психиатрии, оториноларингологии, психологии, педагогики, лингвистики,
нейропсихологии, нейролингвистики. |
|
Многие
десятилетия дефектологический факультет МГПУ /МГПИ им. Ленина/
возглавляли создатели дефектологии, логопедии - как науки. |
|
МГПУ
/МГПИ им. Ленина/, который я закончила, ведущее высшее учебное
заведение России, которое |
|
выпускает
дефектологов: логопедов (и других специалистов по специальной
педагогике). |
|
Известные
логотерапевты России: Хватцев, Флоренская, Правдина, Каше, Сироткин
и многие другие учёные. |
|
|
|
Подробная
классификация нарушений речи - в ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ
СЛОВАРЕ >> Юлии Харашкевич. |
|
Краткая
классификация: |
|
Нарушения
речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. |
|
Дислалия
- при этом нарушении страдает только звукопроизношение. Выражается
в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений. |
|
Алалия,
афазия - нарушения не только звуковой стороны речи, но и лексико-грамматической
стороны речи. |
|
Заикание,
баттаризм, тахилалия - нарушения темпа и плавности речи. |
|
Ринолалия,
ринофония, дисфония - нарушение тембра голоса в сочетании с
дефектами звуков. |
|
Индивидуальные
особенности речи, которые не сказываются на её внятности и не
препятствуют общению - не являются объектом изучения логопедии. |
|
|
|
Содержание
логопедии на протяжении её развития не оставалось неизменным.
|
|
Оно
перестраивалось вместе с накоплением знаний о природе нарушений
речи, об их структуре и механизмах. |
|
Изменился предмет логопедии, её объём и задачи. |
|
Содержание
логопедии развивалось в направлении разработки приёмов коррекции
устной речи, |
|
исправления
произношения и речевого дыхания. Положительным результатом этого
периода явилось |
|
накопление
технических приёмов коррекции недостатков речи, но логопедия
того времени упрощённо |
|
подходила
к рассмотрению и устранению нарушений речи. Она сводила дело
к узко-тренировочным |
|
упражнениям,
которые проводились наравне с другими лечебными процедурами. |
|
|
|
Иное
содержание логопедия приобрела в последние десятилетия в связи
с научно обоснованным подходом к раскрытию закономерностей развития
речевой деятельности. |
|
|
|
Исследования
русских логопедов раскрыли механизмы взаимодействия: |
|
-
между нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции; |
|
-
между произносительной деятельностью и звуко-(фонемо-)образованием; |
|
-
между нарушениями устной и письменной речи. |
|
|
|
Логопедия
исследует дефекты и устной, и письменной речи. |
|
|
|
Школьная
логопедия уделяет внимание влиянию нарушений речи на усвоение
учащимися русского |
|
языка
и находит эффективные пути предупреждения и преодоления неуспеваемости
учащихся. |
|
|
|
Дошкольная
логопедия получила широкое развитие, так как огромное значение
в логопедии имеют вопросы предупреждения, профилактики речевых
нарушений у дошкольников. |
|
|
|
Логопедия
для взрослых - совершенно новая область логопедии. Специалистов
мало. Становится в наше время необходимой. |
|
|
|
Совместно
с логопедами работают врачи-специалисты: психоневрологи, психиатры,
стоматологи, |
|
оториноларингологи,
фониатры, лингвисты, психотерапевты, психологи. |
Дополнение:
Дефектологический словарь
|
|
|
Автор:
дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Харашкевич.
|
|
|
|
|
|