на главную стр. Логопед-Кабинета
 
 
Главная > О логопедии> О том, что изучает логопедия
 О ТОМ, ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛОГОПЕДИЯ
Автор: дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Харашкевич.
 
ПРОИЗНОШЕНИЕ ИМЕЕТ ВЕЛИКУЮ СИЛУ. выдающийся русский учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов
Трактат о риторике
 
Греческие слова: LOGOS - СЛОВО и PAIDEIA - ВОСПИТАНИЕ дали название науке о речи - ЛОГОПЕДИИ.
Логопедия представляет собой раздел дефектологии.
   
Логопедия ставит перед собой и стремится решить такие задачи:  
-Изучение речи в целом;
-Изучение недостатков речи;
-Разработка принципов и методов профилактики недостатков речи;
-Разработка принципов и методов преодоления дефектов речи.
 
Логопедия изучает речь и речевые нарушения в аспектах:
-Социально-психологическом аспекте, так как нарушения речи ухудшают коммуникативные способности человека. И влияют на его психическое состояние;
-Психо-физиологическом аспекте;
-Психо-лингвистическом аспекте;
-Клиническом или медицинском аспекте.
Всё это составляет естественно-научную основу логопедии.
 
Впервые о речевых нарушениях говорится ещё у Аристотеля, Гиппократа, Галена, в памятниках литературы древней Руси.
Тогда речевые дефекты называли косноязычием и шепелявостью.
М.В. ЛОМОНОСОВ
   
В 19 веке одними из известнейших логотерапевтов в Европе были: Гуцман, Шультес, Куссмауль, Фрёшельс, Коэн.  
   
В России, особенно в советское время, дефектология была очень развита.  
Выдающимися дефектологами в России были:  
РАУ Фёдор Андреевич (1868-1957). Русский дефектолог, доктор педагогических наук, профессор. В течение многих лет Фёдор  
Андреевич возглавлял Кафедру логопедии Московского Государственного Педагогического Университета. /МГПИ им. Ленина/  
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943). Русский врач-психиатр, профессор, общественный деятель. Один из основателей высшего дефектологического образования.  
ЛЯПИДЕВСКИЙ Сергей Семёнович (1903-1875). Талантливый русский дефектолог, профессор, руководитель Кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. Ленина - в течение 20 лет.  
Широко известен в научных кругах в нашей стране и в мире.  
   
Многие науки находятся в пограничном состоянии с логопедией.  
Поэтому логопед должен знать основы: неврологии, физиологии, психофизиологии, фониатрии (наука о голосе),  
психиатрии, оториноларингологии, психологии, педагогики, лингвистики, нейропсихологии, нейролингвистики.  
Многие десятилетия дефектологический факультет МГПУ /МГПИ им. Ленина/ возглавляли создатели дефектологии, логопедии - как науки.  
МГПУ /МГПИ им. Ленина/, который я закончила, старейшее высшее учебное заведение России, которое выпускает  
дефектологов: логопедов (и других специалистов по специальной педагогике).  
Известные логотерапевты России: Хватцев, Флоренская, Правдина, Каше, Сироткин и многие другие учёные.  
   
Подробная классификация нарушений речи - в ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ Юлии Харашкевич.  
Краткая классификация:  
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности.  
Дислалия - при этом нарушении страдает только звукопроизношение. Выражается в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений.  
Алалия, афазия - нарушения не только звуковой стороны речи, но и лексико-грамматической стороны речи.  
Заикание, баттаризм, тахилалия - нарушения темпа и плавности речи.  
Ринолалия, ринофония, дисфония - нарушение тембра голоса в сочетании с дефектами звуков.  
Индивидуальные особенности речи, которые не сказываются на её внятности и не препятствуют общению - не являются объектом изучения логопедии.  
   
Содержание логопедии на протяжении её развития не оставалось неизменным.  
Оно перестраивалось вместе с накоплением знаний о природе нарушений речи, об их структуре и механизмах.  
Изменился предмет логопедии, её объём и задачи.  
Содержание логопедии развивалось в направлении разработки приёмов коррекции устной речи, исправления произношения и  
речевого дыхания. Положительным результатом этого периода явилось накопление технических приёмов коррекции  
недостатков речи, но логопедия того времени упрощённо подходила к рассмотрению и устранению нарушений речи. Она  
сводила дело к узко-тренировочным упражнениям, которые проводились наравне с другими лечебными процедурами.  
   
Иное содержание логопедия приобрела в последние десятилетия в связи с научно обоснованным подходом к раскрытию закономерностей развития речевой деятельности.  
   
Исследования русских логопедов раскрыли механизмы взаимодействия:  
- между нарушениями слухового восприятия и речедвигательной функции;  
- между произносительной деятельностью и звуко-(фонемо-)образованием;  
- между нарушениями устной и письменной речи.  
   
Логопедия исследует дефекты и устной, и письменной речи.  
Школьная логопедия уделяет внимание влиянию нарушений речи на усвоение учащимися русского языка и находит  
эффективные пути предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.  
   
Дошкольная логопедия получила широкое развитие, так как огромное значение в логопедии имеют вопросы предупреждения, профилактики речевых нарушений у дошкольников.  
   
Логопедия для взрослых - совершенно новая область логопедии. Специалистов мало. Становится в наше время необходимой.  
   
Совместно с логопедами работают врачи-специалисты: психоневрологи, психиатры, стоматологи, оториноларингологи,  
фониатры, лингвисты, психотерапевты, психологи.
Дополнение: Дефектологический словарь
   
Автор: дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Харашкевич.
 
 
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
 
 © Copyright ИП Логопедический Кабинет, 2002г.-2015г.