|
|
Главная
> Публикации в прессе > Интервью
в газете Аргументы и факты |
|
ИНТЕРВЬЮ
в газете АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ |
|
|
Интервью
дефектолога / логопеда Ю.Н. Харашкевич
|
|
|
|
в
газете АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ 2012г. 1-6 марта
|
|
|
|
Скажите
РРР! |
|
Наш
эксперт - дефектолог / логопед Юлия Харашкевич. Мнение специалиста:
дефект одного звука меняет |
|
всю
картину речи. Если маленький ребёнок вместо -рыба- говорит -лыба-,
все умиляются. А вот взрослому |
|
картавость
нередко мешает сделать карьеру или устроить личную жизнь. |
|
К
счастью, дефекты речи сейчас можно исправить в любом возрасте. |
|
Говорю
здесь только о своём опыте, - замечает Юлия Харашкевич. |
|
|
|
Подумаешь,
одна буква... |
|
Долгое
время считалось, что французское Р или шепелявое С - не такая
уж проблема. Подумаешь, пара звуков с дефектом, а остальные
все правильные - собеседник поймёт. В последние годы взгляд
на эту проблему изменился. |
Замечено:
нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению
всей картины речи! |
Неправильный
звук обязательно -бросает тень- на все остальные - исчезает
чёткость дикции. Голос становится тусклым, теряет звучность
и глубину. |
А
ещё- подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят
тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос
- никто и не заметит, что что-то не так. |
Но
это - полбеды. Стесняясь своего недостатка, человек начинает
избегать сложных слов, старается заменить их синонимами. Из-за
этого страдает смысл высказывания. И у окружающих складывается
мнение, что собеседник глуповат. |
Чаще
всего люди с дефектами речи приходят к логопеду именно из-за
проблем с общением. А ещё потому, что у них возникают сложности
с трудоустройством. |
Чёткая
дикция нужна не только телеведущим, но и лётчикам, преподавателям,
продавцам-консультантам, бухгалтерам.. |
Рекламный
агент не добьётся успеха, если будет бормотать и невнятно пытаться
хвалить свой товар. |
А
проблемы с речью у директора крупной фирмы чреваты финансовыми
потерями. |
|
Родом
из детства. |
В
большинстве случаев причина проблем с дикцией у взрослых кроется
в их детстве, когда на произношение ребёнка не обращали внимание
и неправильный звук укоренился в речи. |
Лишь
в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими
особенностями, например, неправильным прикусом или формой языка. |
Речевой
аппарат формируется примерно к семи годам. К этому возрасту
малыш должен правильно произносить все звуки. |
Если
возникли сложности, вернуть речь в своё русло несложно. Достаточно
поставить правильный звук и проследить, чтобы ребёнок его употреблял. |
Однако,
уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга
завершается. Поэтому взрослого приходится не учить, а переучивать,
ломать привычки, вошедшие в подсознание. Сделать это непросто. |
|
Язык
- лентяй. |
У
большинства людей с дефектами речи язык - как ленивый работник.
Он не поднимается на нужную высоту и не изгибается, как положено. |
Чтобы
вернуть дикции чёткость, халтурщика нужно заставить трудиться. |
Движения
языка, которые мы совершаем, чтобы произнести звук - это рефлекс.
С годами он всё сильнее закрепляется. |
Чтобы
изменить -настройки-, нужна кропотливая работа и помощь квалифицированного
специалиста. |
Попытки
избавиться от дефекта речи самостоятельно, при помощи пособий
или советов из интернета - большая ошибка. |
Нередко
после этого проблемы лишь усугубляются. Реальный эффект даёт
только очная консультация с логопедом. |
|
Шаг
за шагом. |
Первый
этап коррекции дефекта речи - постановка нужного звука. Чтобы
заставить язык правильно двигаться, специалист подбирает для
человека артикуляционные и дыхательные упражнения. |
Может
использоваться на этом этапе и логопедический массаж, когда
язык специальным образом разминают, чтобы улучшить его подвижность
и кровоснабжение. |
Научились
произносить звук правильно - навык надо автоматизировать. Логопед
подбирает задания для чтения вслух, просит чаще повторять определённые
фразы. |
И,
наконец, заключительная часть коррекции - звук вводят в повседневную
речь. Добиваются, чтобы человек мог с ходу сказать любое слово,
не задумываясь о произношении. |
Обычно
от начала занятий до получения стойкого результата проходит
около полугода. |
Всё
это время нужно 1-2 раза в неделю встречаться с логопедом и
каждый день тратить полчаса-час на домашние задания. |
|
Это
не я! |
Однако
и на этом работа может не кончиться. В отличие от детей, у взрослых
при коррекции речи нередко возникают психологические проблемы. |
Например,
человек приходит для исправления горлового -Р- и добивается
успеха. А потом слушает запись своего голоса и не узнаёт себя. |
-Я
как-то странно говорю, это не я!- подобные фразы не редкость.
Но радость чистой речи и успеха - побеждает. |
Сознание
людей консервативно, и перемены в себе заставляют подчас испугаться. |
Хорошо,
если логопед готов взять на себя часть функций психолога и помочь
пациенту привыкнуть к себе - к себе с новой речью. |
Ведь
изменить речь - значит не только поменять имидж, но и скорректировать
состояние внутреннего мира. |
|
Чётко
и ясно. |
Если
у человека хорошая дикция - общаться с ним в радость. Эти простые
упражнения помогут Вам начать работу над своей дикцией: |
Для
губ: |
1.
Улыбнитесь, широко растягивая губы, а затем сложите их трубочкой. |
2.
Слегка покусайте верхнюю губу. А теперь - нижнюю. |
3.
Несколько раз произнесите звук -П-, сильно напрягая губы. Затем
- звук (звонкий) -Б-. |
Для
языка: |
1.
Высуньте язык, сделав кончик узеньким. |
2.
Упражнение - пощёлкайте языком. |
3.
Оближите верхнюю губу тоненьким языком, как будто слизываете
варенье. |
4.
Двигайте языком от верхних зубов вглубь рта и обратно - гладьте
нёбо. |
5.
Двигайте языком от одной стороны губ к другой, стараясь попадать
кончиком языка точно в уголки губ. |
Всего:
10-15 минут в день. |
|
Желаю
Вам успехов, |
Юлия
Николаевна Харашкевич. Дефектолог / логопед высшей категории,
руководитель Логопедического Кабинета. |
|
|
|
|
|
|