на главную стр. Логопед-Кабинета
 
 
Главная > Публикации в прессе > Интервью в газете Аргументы и факты
 ИНТЕРВЬЮ в газете -Аргументы и факты-
 
Интервью дефектолога / логопеда Ю.Н. Харашкевич в газете АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ 2012г. 1-6 марта
 
Скажите РРР!
Наш эксперт дефектолог / логопед Юлия Харашкевич. Мнение специалиста - дефект одного звука меняет всю картину речи.
Если маленький ребёнок вместо -рыба- говорит -лыба-, все умиляются. А вот взрослому картавость нередко мешает
сделать карьеру или устроить личную жизнь.
К счастью, дефекты речи сейчас можно исправить в любом возрасте.  
Говорю здесь только о своём опыте, - замечает Юлия Харашкевич.  
   
Подумаешь, одна буква...  
Долгое время считалось, что французское Р или шепелявое С - не такая уж проблема. Подумаешь, пара звуков с дефектом, а остальные все правильные - собеседник поймёт. В последние годы взгляд на эту проблему изменился.
Замечено: нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи!
Неправильный звук обязательно -бросает тень- на все остальные - исчезает чёткость дикции. Голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.
А ещё- подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос - никто и не заметит, что что-то не так.
Но это - полбеды. Стесняясь своего недостатка, человек начинает избегать сложных слов, старается заменить их синонимами. Из-за этого страдает смысл высказывания. И у окружающих складывается мнение, что собеседник глуповат.
Чаще всего люди с дефектами речи приходят к логопеду именно из-за проблем с общением. А ещё потому, что у них возникают сложности с трудоустройством.
Чёткая дикция нужна не только телеведущим, но и лётчикам, преподавателям, продавцам-консультантам, бухгалтерам..
Рекламный агент не добьётся успеха, если будет бормотать и невнятно пытаться хвалить свой товар.
А проблемы с речью у директора крупной фирмы чреваты финансовыми потерями.
 
Родом из детства.
В большинстве случаев причина проблем с дикцией у взрослых кроется в их детстве, когда на произношение ребёнка не обращали внимание и неправильный звук укоренился в речи.
Лишь в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими особенностями, например, неправильным прикусом или формой языка.
Речевой аппарат формируется примерно к семи годам. К этому возрасту малыш должен правильно произносить все звуки.
Если возникли сложности, вернуть речь в своё русло несложно. Достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребёнок его употреблял.
Однако, уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не учить, а переучивать, ломать привычки, вошедшие в подсознание. Сделать это непросто.
 
Язык - лентяй.
У большинства людей с дефектами речи язык - как ленивый работник. Он не поднимается на нужную высоту и не изгибается, как положено.
Чтобы вернуть дикции чёткость, халтурщика нужно заставить трудиться.
Движения языка, которые мы совершаем, чтобы произнести звук - это рефлекс. С годами он всё сильнее закрепляется.
Чтобы изменить -настройки-, нужна кропотливая работа и помощь квалифицированного специалиста.
Попытки избавиться от дефекта речи самостоятельно, при помощи пособий или советов из интернета - большая ошибка.
Нередко после этого проблемы лишь усугубляются. Реальный эффект даёт только очная консультация с логопедом.
 
Шаг за шагом.
Первый этап коррекции дефекта речи - постановка нужного звука. Чтобы заставить язык правильно двигаться, специалист подбирает для человека артикуляционные и дыхательные упражнения.
Может использоваться на этом этапе и логопедический массаж, когда язык специальным образом разминают, чтобы улучшить его подвижность и кровоснабжение.
Научились произносить звук правильно - навык надо автоматизировать. Логопед подбирает задания для чтения вслух, просит чаще повторять определённые фразы.
И, наконец, заключительная часть коррекции - звук вводят в повседневную речь. Добиваются, чтобы человек мог с ходу сказать любое слово, не задумываясь о произношении.
Обычно от начала занятий до получения стойкого результата проходит около полугода.
Всё это время нужно 1-2 раза в неделю встречаться с логопедом и каждый день тратить полчаса-час на домашние задания.
 
Это не я!
Однако и на этом работа может не кончиться. В отличие от детей, у взрослых при коррекции речи нередко возникают психологические проблемы.
Например, человек приходит для исправления горлового -Р- и добивается успеха. А потом слушает запись своего голоса и не узнаёт себя.
-Я как-то странно говорю, это не я!- подобные фразы не редкость. Но радость чистой речи и успеха - побеждает.
Сознание людей консервативно, и перемены в себе заставляют подчас испугаться.
Хорошо, если логопед готов взять на себя часть функций психолога и помочь пациенту привыкнуть к себе - к себе с новой речью.
Ведь изменить речь - значит не только поменять имидж, но и скорректировать состояние внутреннего мира.
 
Чётко и ясно.
Если у человека хорошая дикция - общаться с ним в радость. Эти простые упражнения помогут Вам начать работу над своей дикцией:
Для губ:
1. Улыбнитесь, широко растягивая губы, а затем сложите их трубочкой.
2. Слегка покусайте верхнюю губу. А теперь - нижнюю.
3. Несколько раз произнесите звук -П-, сильно напрягая губы. Затем - звук (звонкий) -Б-.
Для языка:
1. Высуньте язык, сделав кончик узеньким.
2. Упражнение - пощёлкайте языком.
3. Оближите верхнюю губу тоненьким языком, как будто слизываете варенье.
4. Двигайте языком от верхних зубов вглубь рта и обратно - гладьте нёбо.
5. Двигайте языком от одной стороны губ к другой, стараясь попадать кончиком языка точно в уголки губ.
Всего: 10-15 минут в день.
 
Желаю Вам успехов,
Юлия Николаевна Харашкевич. Дефектолог / логопед высшей категории, руководитель Логопедического Кабинета.
 
 
 
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
 
 © Copyright ИП Логопедический Кабинет, 2002г.-2015г.