на главную стр. Логопед-Кабинета
 
 
Главная > Для делового человека > Статьи > Уроки успешного диалога
 УРОКИ УСПЕШНОГО ДИАЛОГА
 
Какой должна быть речь делового человека?
Как сделать беседу наиболее продуктивной?
Как привлечь внимание собеседника?
Что любит Ваш собеседник?
Какое из средств общения - универсально?
Что такое - манера смотреть и для чего это необходимо?
Что бывает при нарушении границ личного пространства?  
Как завершить разговор и приобрести в лице собеседника - союзника?  
   
Какой должна быть речь делового человека?  
Для делового человека умение общаться - это необходимость для профессионального роста:  
Умение убедительно говорить, хорошая дикция, грамотно изложенные мысли - это необходимо всем.  
Особенно - деловому человеку, чья деятельность складывается из общения с людьми.  
Какими качествами должна обладать речь делового человека?  
1) чёткой чистой дикцией - правильным звукопроизношением;  
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский просветитель, учёный-энциклопедист,  
основатель Московского Гос. Университета - сказал в Трактате о риторике: -Произношение имеет великую силу!-  
ПОЭТОМУ ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОТУ СВОЕЙ ДИКЦИИ СЕЙЧАС (тест логопеда Юлии Харашкевич)  
2) правильностью (соблюдение норм литературного языка). Нарушение нормы - ошибка;  
3) уместностью (быть подходящей для ситуации);  
4) логичностью и точностью (последовательность высказываний и точный выбор слова для того, чтобы сказанное было верно понято);  
5) чистотой (отсутствие слов-сорняков, например: короче...,это самое...,ну..., вот...; отсутствие жаргона и т.д.)  
Хорошая речь - не случайность, а результат работы и практики:  
 
Как сделать беседу наиболее продуктивной?  
Перед разговором надо сформулировать его цель:  
Чётко сформулируйте, какого результата Вы стремитесь достигнуть при встрече:  
1) просто передать информацию;  
2) убедить, склонить к своему мнению;  
3) внушить (подействовать на чувства собеседника).  
Лучше начать с приветливого взгляда, дружеского тона, говорить ясно и чётко.  
 
Как привлечь внимание собеседника?  
Желая привлечь внимание другого человека - исходите из его интересов.  

Установление и удержание контакта с собеседником - главное содержание общения. Под контактом понимается наличие симпатии, доверия, желания взаимодействовать. Если нет контакта - нет полноценного общения.

 
Для удержания внимания собеседника существуют надёжные приёмы. Лучшим является интерес вашего партнёра к предлагаемой ему теме разговора. Можно привлечь внимание партнёра какой-то необычной информацией, особенно, если она относится к сфере его интересов. Знаменитый Дейл Карнеги многократно подчёркивает, что,желая привлечь внимание другого человека, следует исходить из его интересов. Постарайтесь предугадать, что заинтересует слушателя в Ваших словах и говорите на эту тему. Большинство людей симпатизирует тем, кто кажется им открытым и благожелательным и искренно интересуется их делами.  
Следующий совет - собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора. Поэтому, первые фразы лучше готовить заранее. Своей нестандартностью они должны сразу привлечь внимание к Вам.  
Привлечь внимание также можно с помощью интонации и скорости речи.  
Если вам не удалось привлечь внимание собеседника - следует либо добиться этого, либо отказаться от разговора. Потому что Вам будет трудно добиться желаемых целей.  
   
Снять напряжённость, которая очень часто присутствует в начале разговора, можно - сказав несколько тёплых приятных фраз.  
Избегайте категоричности, будьте корректны, воспитанны. Доброжелательный тон и спокойная уверенная манера держаться произведут благоприятное впечатление. Успешному взаимодействию помогает способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Такой человек вызывает у собеседника доверие, симпатию, что и способствует контакту.  
Если Вы сможете почувствовать, понять интересы другого человека, то достижение результата Вам в большой мере обеспечено.  
 
Что любит Ваш собеседник и вообще любой человек?  
Умение слушать незаменимо для Вашей деловой репутации и делового общения.  
ОБ ИСКУССТВЕ СЛУШАТЬ.  
Иногда, даже при искреннем желании собеседников достичь договорённости, их беседа не складывается. А причиной этого является различие стилей ведения разговора у партнёров. Стиль ведения беседы включает в себя: интонацию, скорость речи, громкость и тембр голоса, различные жесты, паузы. Стиль беседы зависит от национальности, профессии, жизненного опыта, ситуации и др.  
Здесь - такой совет: очень важно, чтобы собеседник сразу почувствовал, что Вы уважаете его мнение, жизненный и профессиональный опыт, интересы. Доброжелательное отношение к партнёру, стремление увидеть проблему с его точки зрения, умение выслушать, неподдельный интерес к его суждениям - залог успешной беседы!  
   
Избегайте монотонности, говорите выразительно.  
По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонация говорящего. Тембр речи (окраска звука) - это такое качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация и о говорящем (пол, возраст, уровень образования) и о предмете разговора.  
Ваша задача - научиться пользоваться этим инструментом для эффективного воздействия на своих собеседников.  
Логопед-Кабинет применяет Курс улучшения голоса: тембра и выразительности, учит владеть своим голосом.  
Мысль входит вратами чувств, - сказал Гельвеций. Значит, мысль должна будить в собеседниках сначала эмоции, а потом - ответную мысль.  
 
Какое из средств общения - универсально?  
Улыбка - наиболее универсальное средство общения.  
Улыбка - наиболее надёжный способ снятия напряжения. Улыбка делает общение открытым и искренним. Конечно, я говорю об улыбке, выражающей дружеское расположение.  
ОБ УЛЫБКЕ  
   
О жестах. Ваше эмоциональное воздействие повысится, если Вы будете уместно использовать жесты.  
Точные выразительные движения дают дополнительную возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживлённое выражение лица, выразительные жесты. Но помните - частые и однообразные жесты только раздражают. Движения должны отражать смысл речи. Будьте внимательны к жестам и позам партнёра - эта неречевая информация поможет Вам точнее понять позицию собеседника.  
 
Что такое -манера смотреть- и для чего это необходимо?  
Важна манера смотреть на собеседника:  
Оптимально: партнёры то смотрят друг на друга, то - отводят взгляд. При этом взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого. Это позволяет почувствовать внимание и произвести благоприятное впечатление. Расположение людей под некоторым углом друг к другу (по диагонали) не провоцирует упорного взгляда и не стесняет движений.  
Дальше - обратите внимание и на направление взгляда. Взгляд свысока (собеседники сильно различаются по росту, или - один сидит, а другой стоит) создаст дискомфорт в общении. Поэтому, следите за тем, чтобы находиться в равных условиях.  
О ЧЁМ ГОВОРИТ ВЗГЛЯД  
   
Что бывает при нарушении границ личного пространства?  
Во время разговора повернитесь лицом к собеседнику, немного наклоните корпус в его сторону и руки держите открытыми перед собой.  
Большое значение имеет расположение собеседников и расстояние между ними. Разным видам общения соответствует разное расположение участников. Например, между родными и друзьями благоприятно расстояние до полуметра. Для делового общения - около метра. То есть, расстояние при общении должно быть таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Наилучшим способом для налаживания отношений является переход на то расстояние, которое, как Вы обнаружили, удобно собеседнику.  
Несоблюдение этих правил и нарушение границ личного пространства создаёт психологическую напряжённость.  
И, несомненно, в налаживании успешного контакта имеют значение условия беседы. Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику. Это покажет Ваше уважительное отношение к нему и расположит собеседника к Вам.  
 
Как завершить разговор и приобрести в собеседнике - союзника?  
Никогда не говорите слов, выражающих недоверие или неуважение к собеседнику.  
До свидания, приятно было побеседовать... Не правда ли, наша жизнь была бы намного легче, если бы можно было заставить других людей всегда соглашаться с нами? К сожалению, этого ждать не приходится, поэтому важно в ходе разговора сохранять доброжелательное отношение к партнёру. Дайте ему высказаться, ощутить ценность своих суждений. А Вы тем самым выясните позицию собеседника, и уже после этого излагайте свою точку зрения. Необходимо внимательно выслушать всё сказанное, не прерывая: -Нет, всё не так! - А, выслушав всё, обратите внимание на то, что вас обьединяет. И Вы приобретёте верного союзника!  
Если в ходе обсуждения собеседник сам (или - с Вашей тактичной помощью) пришёл к решению, аналогичному Вашему, дайте ему почувствовать, что это - его идея, не отстаивайте первенство. Если Вы поняли, что какие-то доводы не убеждают собеседника - не пытайтесь их повторить.  
Никогда не говорите слов: -Всё как раз наоборот...; или -Это не имеет под собой никакой почвы...; или -Будь я на Вашем месте...(это говорит о неуважении к партнёру).  
   
От того, как Вы завершите разговор, зависит то, что Вы можете улучшить следующую встречу.  
От того, как Вы завершите разговор, зависит то, что Вы можете облегчить следующую встречу или - наоборот, перечеркнуть все свои усилия. Решите, какие знаки прощания: кивнуть головой, улыбнуться, протянуть руку для пожатия и т.д. наиболее удобны для Вас. А у другого человека оставляют приятные впечатления о разговоре.  
И завершите разговор, когда атмосфера его наиболее благоприятна (при достижении хорошего контакта или согласия по каким-то вопросам). Завершите так: 1) К сожалению, надо идти...; 2) Было приятно поговорить...; 3) Вы надеетесь на продолжение...
Дополнение: И.Поварова Библиотека логопеда
   
Дефектолог / логопед Ю.Н.Харашкевич. Статьи для делового человека
 
   
КТО НЕ УМЕЕТ ГОВОРИТЬ, ТОТ КАРЬЕРЫ НЕ СДЕЛАЕТ. Наполеон Бонапарт.
 
 
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
 
 © Copyright ИП Логопедический Кабинет, 2002г.-2015г.