|
|
Главная
> Вашему ребёнку > Логопед
о том, что полезно Вашему малышу |
|
ЛОГОПЕД
О ТОМ, ЧТО ПОЛЕЗНО ВАШЕМУ МАЛЫШУ |
|
|
Автор:
дефектолог/логопед Ю.Н.Харашкевич
|
|
|
|
|
|
Всё
чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков
речи, которые требуют |
|
специальной
логопедической помощи. Помните, что в большинстве случаев все
трудности в овладении |
|
правильной
речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.
|
|
Но,
к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения
плохой речи своих детей и,тем |
|
самым,
упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом
само пройдёт. |
|
О
том, что надежда - само пройдёт - далеко не всегда оправдывается,
свидетельствуют многочисленные |
|
и
разнообразные дефекты речи у взрослых людей. |
|
|
Почему
так необходима ребёнку чистая речь? |
Потому
что дефекты речи в дальнейшем будут его очень беспокоить. |
А,
главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих
жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной
жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается
людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье.
Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за
то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много
усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы
исправить то, что ребёнку даётся сравнительно легко. |
|
|
Как
говорят и пишут малыши? |
Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно
отразится и в его письменной речи. |
Особое
внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно
произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в
письменной речи. У него будет много ошибок. Поэтому все нарушения
звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте.
Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия.
А это очень непросто исправить. |
|
|
Необходимым
условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением
является правильная речь окружающих взрослых. |
Правильная,
отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей
- тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком
процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки
зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих
сверстников. И уж совсем недопустимо -сюсюкание- взрослых с
ребёнком. Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания,
но (что очень важно) стимула для улучшения своей речи: ведь
взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают. |
|
|
Чтобы
Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи
ребёнка различных |
звуков,
я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков
речи: |
|
|
|
1-2
годика - усваиваются такие звуки: А,
О, Э, П, Б, М |
|
2-3
годика - звуки: И, Ы, У,
Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
|
3-5
годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж,
Ч, Щ |
|
5-6
лет - последними усваиваются звуки: Л,
Р |
|
|
|
|
|
В
чём причина появлений нарушений речи? |
|
Вот
некоторые причины: |
|
1)
трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
|
|
Очень
важно для ребёнка - различать звуки речи на слух (например,
не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это - фонематический
слух - основа безошибочной письменной речи. |
|
2)
дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого
или твёрдого нёба; |
|
3)
недостаточная подвижность губ и языка; |
|
|
|
Среди
дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее
часто встречаются: |
|
1)
во-первых, короткая подьязычная связка (уздечка). Язык при этом
лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно
подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р,
Л, Ш, Ж. |
|
2)
неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус). |
|
В
этих случаях (часто встречающихся) нельзя ждать, пока -само
пройдёт-. Здесь требуется врачебно-логопедическая помощь. |
|
|
|
|
|
Когда
нужна помощь логопеда? |
|
Если
к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо
обратиться к логопеду. |
|
Вы
видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее,
чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением
всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое
-возрастное косноязычие- уже перестаёт быть -возрастным-. Такая
задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих
ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь
уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения,
требующих специальной логопедической помощи. |
|
|
|
|
|
Уже
у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения,
которые могут исправиться только с помощью логопеда. |
|
Необходимо
знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут
быть такие особенности в произношении, которые нельзя отнести
к возрастному косноязычию, и поэтому в таких случаях нужно как
можно раньше обратиться к специалисту. |
|
Сюда
относится, например, -хлюпающее- (боковое) произношение некоторых
звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное
произношение звуков (чаще - свистящих и шипящих) и многое другое. |
|
|
|
|
|
Что
полезно для речи наших детей? |
|
Несколько
простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша: |
|
Немного
поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых
рекомендаций помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно
делать 5-10 минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится
подвижность речевых органов и растянется уздечка: |
|
1)
Облизывай верхнюю губку; |
|
2)
Щёлкай язычком. - как лошадка цокает копытцами; |
|
3)
Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок. |
|
|
|
|
|
Очень
полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков: |
|
Зона
мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает
за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг
на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие
движения) пальчиков - Вы одновременно развиваете и речь ребёнка. |
|
Об
этом читайте статью КОЗА
РОГАТАЯ И УНИВЕРСИТЕТ >> |
|
|
|
|
|
Будьте
очень разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы
покупаете малышу. |
|
Не
пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше обьяснить
ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам:
о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав
сказку, рассказ, посмотрев фильм - попросите пересказать. Это
очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания,
сообразительности. И - будьте разборчивы с тем, какие фильмы,
игры, книги, игрушки вы покупаете малышу. От этого зависит не
только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько
он будет действительно Человеком - серьёзным и ответственным,
добрым и порядочным. |
|
С
помощью специального КОМПАСА
>> Вы быстро определите: хорошая игрушка,
игра (которая Вам понравилась, и Вы хотите её купить) или -
стоит подумать... |
|
|
|
Автор:
дефектолог/логопед Ю.Н.Харашкевич.
|
Дополнен:Парамонова
Л.
|
|
|
|
Упражнения для развития речи
|
ИЗ
ВСЕХ ПЛОДОВ - НАИЛУЧШИЕ ПЛОДЫ ПРИНОСИТ ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ.
|
Фото
Т.Лапа
|
Козьма
Прутков, любитель острых эпиграмм
|
|
|
|
|
|