на главную стр. Логопед-Кабинета
 
 
Главная > Вашему ребёнку > Логопед о том, что полезно Вашему малышу
 ЛОГОПЕД О ТОМ, ЧТО ПОЛЕЗНО ВАШЕМУ МАЛЫШУ
Автор: дефектолог/логопед Ю.Н.Харашкевич.
 
Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной
логопедической помощи. Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью
могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.
Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и,тем самым,
упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.
О том, что надежда - само пройдёт - далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные  
и разнообразные дефекты речи у взрослых людей.  
 
Почему так необходима ребёнку чистая речь?
Потому что дефекты речи в дальнейшем будут его очень беспокоить.
А, главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся сравнительно легко.
 
Как говорят и пишут малыши?
Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.
Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте. Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить.
 
Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.
Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо -сюсюкание- взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.
 
Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:
   
1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М  
2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й  
3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ  
5-6 лет - последними усваиваются звуки: Л, Р  
   
В чём причина появлений нарушений речи?  
Вот некоторые причины:  
1) трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);  
Очень важно для ребёнка - различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это - фонематический слух - основа безошибочной письменной речи.  
2) дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;  
3) недостаточная подвижность губ и языка;  
   
Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:  
1) во-первых, короткая подьязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.  
2) неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус).  
В этих случаях (часто встречающихся) нельзя ждать, пока -само пройдёт-. Здесь требуется врачебно-логопедическая помощь.  
   
Когда нужна помощь логопеда?  
Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду.  
Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое -возрастное косноязычие- уже перестаёт быть -возрастным-. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.  
   
Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда.  
Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые нельзя отнести к возрастному косноязычию, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.  
Сюда относится, например, -хлюпающее- (боковое) произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще - свистящих и шипящих) и многое другое.  
   
Что полезно для речи наших детей?  
Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша:  
Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь.Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется уздечка:  
1) Облизывай верхнюю губку;  
2) Щёлкай язычком. - как лошадка цокает копытцами;  
3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок.  
   
Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков:  
Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков - Вы одновременно развиваете и речь ребёнка.  
Об этом читайте статью КОЗА РОГАТАЯ И УНИВЕРСИТЕТ.  
   
Будьте очень разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете малышу.  
Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше обьяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм - попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И - будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу. От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком - серьёзным и ответственным, добрым и порядочным.  
С помощью специального КОМПАСА Вы быстро определите: хорошая игрушка, игра (которая Вам понравилась, и Вы хотите её купить) или - стоит подумать...  
   
Автор: дефектолог/логопед Ю.Н.Харашкевич.
Дополнен:Парамонова Л.
 
Упражнения для развития речи
ИЗ ВСЕХ ПЛОДОВ - НАИЛУЧШИЕ ПЛОДЫ ПРИНОСИТ ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ. Козьма Прутков, любитель острых эпиграмм
Фото Т.Лапа
 
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
 
 © Copyright ИП Логопедический Кабинет, 2002г.-2015г.