|
|
Главная
> О логопедии> Секрет
Оратора. |
|
СЕКРЕТ
ОРАТОРА |
|
|
Автор
статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич
|
|
|
|
|
|
Он
думал… Он ничего не думал, привычно вглядываясь в тревожные
волны и испытывая лишь одно |
|
желание:
закрыть уши, чтобы не слышать их вибрирующе-нервного гула с
постепенно взвинчивающимися |
|
нотками. |
|
Узкая
высокая трибуна для риторов возвышалась в самом центре огромной
колышущейся толпы. |
|
Афиняне
готовились слушать речь. |
|
Речь
того, чьё красноречие будет признано столь совершенным, что
современники и последующие |
|
поколения
греков будут называть его просто - Оратор. |
|
|
- Сограждане! |
Ясно,
чётко, уверенно взлетел голос, звучным эхом отдаваясь в лёгком
воздухе Эллады. |
|
|
Великий
греческий оратор Демосфен (греч. Димосфенис, лат. Demosthenes)
родился в Афинах в 384г. и ушёл из жизни 12 октября
322 г. до н.э.
Отец
Демосфена был владельцем оружейных мастерских и оставил
7-летнему сыну солидное состояние. Но опекуны обманом
присвоили наследство себе, оставив мальчику немного
серебряных монет и старый отцовский дом.
Биографы
Демосфена сообщают, что он посещал школу для бедных,
а также брал уроки ораторского искусства. На получение
более достойного образования опекуны отказались дать
деньги. Но наставники Демосфена продолжали заниматься
с ним: он был талантлив, любознателен и трудолюбив.
Хотя и пропускал занятия, потому что часто болел и рос
хилым и слабым ребёнком.
Таким
было детство будущего великого Оратора: ни денег, ни
здоровья, ни образования, ничего не было. Была только
мечта. И удивительные качества характера, давшие возможность
Демосфену осуществить свою мечту.
Деньги
на жизнь Демосфен стал зарабатывать в качестве логографа
- составителя речей для участников судебных процессов.
|
|
|
|
Первое
выступление Демосфена было освистано. Причины? |
Представьте
себе невысокого сутулого забитого молодого человека с еле слышным
голосом, с дефектами |
дикции,
что-то монотонно бормочущего и "жующего" слова. Добавьте
к этому неприглядному портрету |
нелепо
вздрагивающее плечо - нервный тик. Это - молодой Демосфен. |
|
Он
пробовал ещё раз и, конечно, покинул ораторскую трибуну под
свист и улюлюканье толпы. |
|
Встреча
с актёром Сатиром, ставшим другом Демосфена, стала поворотным
пунктом в жизни будущего |
Оратора. |
Сатир
попросил Демосфена прочитать какой-нибудь поэтический отрывок.
Когда молодой человек |
закончил,
Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи,
ему показалось, что он |
слышит
незнакомую яркую мелодично-волнующую речь. |
|
И
Демосфен понимает - оратору необходимо: |
|
Первое
- иметь чёткую и чистую дикцию. |
Второе
- иметь звучный, "летящий", выразительный голос. |
Третье
- использовать для речи красочный и в то же время простой язык. |
Четвёртое
- контролировать свои жесты. |
И,
наконец, пятое - вкладывать чувства в свои слова. Искренние
чувства. |
|
И
с этой минуты начинается титаническая работа будущего Оратора
над собой. |
Прошло
более двух тысячелетий, а упражнения Демосфена не забыты.
|
|
-
Для того чтобы сделать голос громким и зычным, Демосфен выходит
на берег моря, когда волны шумели, повинуясь сильному ветру.
И старается перекрикивать гул морской волны, напоминающий рокот
взволнованных толп людей. |
|
-
Для улучшения дикции Демосфен придумывает такое упражнение.
Он берёт в рот мелкие гладкие камешки и осторожно выговаривает
слова, перекатывая во рту камешки языком. Мышцы слабого языка
усиливались, дикция становилась более чёткой.
Конечно, для улучшения своей дикции Демосфен использует и другие
упражнения. Но до нас дошло только два.
Первое - с камешками.
Второе - очень полезное для улучшения произношения - надо больше
рычать. Это упражнение развивает голос и укрепляет мышцы языка. |
|
-
Для избавления от нервного тика было взято упражнение из арсенала
спартанцев. Над подёргивающимся плечом был подвешен меч, остриём
направленный вниз. И, когда плечо вздрагивало, меч впивался
в мышцы и больно ранил. Но - эффект не замедлил себя ждать.
Демосфен научился контролировать положение своего тела во время
выступления. |
|
-
Демосфен регулярно взбирается быстрым шагом на высокую гору,
непрерывно что-нибудь декламируя. Это делается для того, чтобы
сделать легкие сильными и укрепить речевое дыхание, что необходимо
для оратора. |
|
-
В отцовском доме Демосфен развешивает зеркала. И следит за выражением
своего лица, за осанкой и жестами. Ежедневно репетирует перед
зеркалом свои речи. |
|
|
Его
первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших
его наследства. Процесс длился |
несколько
лет. Демосфен добился их осуждения. |
Тридцатилетний
мастер слова становится ведущим политическим оратором. |
Наибольшую
известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского,
стремившегося |
захватить
и поработить Грецию. Речи так и назывались - филиппики. По свидетельству
современников, |
даже
сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого,
если бы присутствовал на |
выступлении
Демосфена - настолько речи мастера были убедительными и искренними. |
|
Свои
речи Демосфен тщательно готовит, добиваясь ясных выражений,
изобретая точные образы, логично и |
последовательно
выражая свои мысли. |
|
Но,
несмотря на тщательность подготовки, большое значение Демосфен
уделяет именно живому, |
непринуждённому
изложению. |
-
Поэтому у него не бывает жёсткого плана выступления. |
-
И, для живости изложения, Демосфен активно использует паузы
после риторических вопросов (например, "Что это значит?"
пауза; "В чём причина?" пауза). |
|
Все
усилия Оратора направляются на опровержение доводов оппонентов
и доказательство своей правоты. |
Демосфену
очень важно убедить слушателей в своей правоте именно в момент
произнесения речи. |
|
И
он употребляет такие приёмы: |
-
Строит воображаемые диалоги с противником.
- Неоднократно повторяет важные мысли.
- Начиная новый раздел, сразу раскрывает его содержание.
- В процессе речи время от времени подводит итоги сказанному.
- Свободно соединяет разные риторические стили изложения.
- Использует разнообразные варианты построения фраз.
- Применяет антитезы ("век нынешний" и "век минувший").
- Употребляет соединения синонимов в пары ("знайте"
и "понимайте").
- Использует метафоры, олицетворения, фигуры умолчания (слушатель
сам догадывался, о чём идёт речь). |
|
Огромное
значение для оратора, по мнению Демосфена, имеет звучный голос.
Особенно голосовые |
модуляции
и выразительность. |
|
Демосфен
учит: оратором не может стать человек лживый и неискренний.
Главное: речь выступающего |
должна
соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству. |
И
ещё, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти,
открытой вражды, угодничества, мести, |
ведь
его слова формируют сознание общественных масс. |
|
Великий
римский оратор Цицерон отзывается о Демосфене как о "совершенном
ораторе". Среди всех |
представителей
риторики античности Демосфен занимает первое место. |
|
Вы
хотите знать главный секрет в овладении ораторским искусством,
чистой дикцией, |
выразительным
голосом? |
Он
заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности
к себе. Да, этот путь |
непрост
и требует длительного времени. Но только этот путь неизбежно
приводит к цели: красивой речи. |
Это
мнение того, кто был последним и стал первым. Это мнение великого
Оратора. |
|
Фото
P.Forret
|
Автор
статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич.
|
|
|
|
|
|